«Вечерняя Москва» написала статью о жизни русского художника Николая Кузьмина
Страница «Вечерняя Москва»  на английском языке
Страница «Вечерняя Москва»  на французском языке
Страница «Вечерняя Москва»  на русском языке

 

«Вечерняя Москва» написала статью о жизни русского художника Николая Кузьмина
и о его персональной выставке "Связь времен"

 

 

Суббота, 17 мая 1997 года.

 

Газета "Вечерняя Москва", "Мальчиком я ночевал на вокзале, чтобы сходить в Третьяковку", интервью Евгения Некрасова с художником из серии "Живущие на облаке".

Иллюстрации :
1) «На Крутицком подворье»
2) «Башня Симонова монастыря»
3) «Зимний Вечер»

Николай КУЗЬМИН

МАЛЬЧИКОМ Я НОЧЕВАЛ НА ВОКЗАЛЕ, ЧТОБЫ СХОДИТЬ В ТРЕТЬЯКОВКУ.

Есть художники, живущие на облаке. Музыканты, кстати, тоже пытаются, но им это удается реже.

А художники - на облаке, и разговаривают со смертными скупо, да и о чем с нами говорить? О наших ценностях? Построил дом, посадил дерево, вырастил сына, поставил дом на капремонт, срубил дерево - состарилось, поругался с сыном - не понимает... Живущий на облаке отключится и станет думать, может быть, о том, что вот был две тысячи триста лет назад такой Пракситель, сваял Афродиту Книдскую. Многим до сих пор нравится.

Если же смертный попробует заговорить о ценностях художника, выяснится, что слов таких нет.

Дпя нас уголь - черный, сахар - белый, а живущий на облаке видит в них десятки оттенков, для которых не придумано названий.

Поэтому я боюсь художников. У меня с ними языковой барьер. Либо они мучаются, подыскивая слова, которых нет. Либо я чувствую себя клиническим идиотом, которому надо объяснять: «Это храм Василия Блаженного, это дом деревенский, а здесь Остоженка...».

...И ходил я, смертный, за Кузьминым Николаем Васильевичем по его выставке в ЦДХ (Центральный дом художника).

Первая персональная выставка за девять лет - как удостоверение в полном отсутствии пробивных способностей. И трогательная застегнутая пуговка на воротнике без галстука, и картины, о коих поговорим попозже, - все подсказывало, что я попал на облачного жителя. Хотелось казаться умным и причастным, и чтобы в первом вопросе обязательно было слово "колорит". А вырвалось совсем другое:

Вообще публика любит, чтобы если реализм - так все было бы прорисовано, как на фотокарточке.

Некоторые говорят: почему так грубо, коряво, в пятнах... Я как-то сразу начал рисовать карандашом большие картинки. А отец мне говорил: разве у тебя большие? Вот у художников, которые на ярмарке, - у них большие!

А ярмарки в Нижнем оформляли Врубель, Коровин, Серов. Отец еще с дедом ездил туда и видел, как художники работали: разводили краску в ведре и квачом мазали - вот это, говорил он, художники настоящие. Наверное, они действительно так свободно писали, и у меня это отложилось: надо свободно писать. Художник должен быть свободным.

Ледок сломан, и картины обретают свою историю. "Дом деревенский" оказывается родительским домом в Нижнем Новгороде - светлый дом, дом детства, в окошках отраженное солнце, но стекла слепы, и густая тень легла там, где ей не положено быть.

Мать умерла, и отец умер давно...

Сейчас там живут чужие люди?

Сестра. Приезжает ко мне иногда.

Это вы писали с натуры? Больше похоже на воспоминание.

Я все пишу с натуры. Но это скорее не натура, ведь вы понимаете, это скорее впечатление от натуры, мое ощущение, переживание, мой образ... А здесь интерьер этого дома: фотографии в большой раме...

А это вы?

Это я... Вот яблоко. Самый лучший для меня символ - яблоко. Еще песня была: "Красное яблочко, розовый цвет, ты меня любишь или нет", - детская такая песенка... Парис, когда красавицу выбирал, что вручал? Яблоко - символ признания красоты. Жар - птица. Время - часы - ходики... Мы перейдем сейчас в следующий зал, там есть Биг Бэн английский. У меня он связан с часами "Павел Буре" - я под из звон вырос. Или еще в Англии на каждом соборе петушки, а для нас петушок - это же Пушкин, "Сказка о золотом петушке"... Удивительно все переплетено. У меня и выставка называется "Связь времен".

А как вы попали в Англию?

Здесь уж судьба художника такая - случайная. Я рисовал на Юго-Западной церковь Архангела Михаила. Хорошая церковь - ну, церкви все хорошие. Я рисую. Зима. Подходит мужчина, скромно одетый, стоит, не мешает. А это же длинная история - писать работу. Прошло так полдня, а холодно, он замерз. Чувствую, он меня о чем-то хочет спросить, но, как я уже потом понял, он не понимает по русски-то, он сам из Дании. А родился в Англии.

Короче говоря, он увидел мои работы и пригласил и в Данию, и в Англию. Зовут его Гарри, обыкновенный преподаватель университета, без больших денег по западным меркам, но человек интересующийся. А Дания... Опять получается связь. Я когда-то любил читать Андерсена, и Гарри меня свозил туда, где памятник Андерсену, где мир сказочный.

Чего вы ждете от этой выставки?

Ничего особенного не жду, я понимаю, что жизнь - сложное дело. Просто хочу показать картины к юбилею Москвы, которая меня вразумила и вырастила.

А вы с какого года живете в Москве?

С 65-го года, как в "Строгановку" поступил. А вообще, что такое Нижний Новгород - рядом же Москва. Я ездил в Третьяковку, когда был пацаном. Переночуешь на вокзале, в туалете умоешься и пошел в Третьяковку... Все художники, конечно, любят Третьяковку. Но я любил ее с детства.

Праздник у вас на душе, наверное?

Праздник сделали близкие - жена и дочь. Эгоизмом отдает, когда сам...

Я первый раз вижу так много своих картин. В мастерской видишь одну-две работы, а художнику нужно время от времени оглянуться, посмотреть, что дальше делать... Я пытаюсь разобраться - что есть жизнь? Можно ли жизнь воплотить в картине без особой художественной переработки, грубо говоря.

...Он улыбается детскими глазами, как будто это самое обычное дело - задаваться вопросами тайны мироздания. Что есть жизнь? Если ответ вообще существует, его найдет кто-нибудь, живущий на облаке."

Евгений НЕКРАСОВ
Фото Александра АБАЗЫ.
Концерн «ВМ»

 

 

English-language version

Version en langue française

 

назад к странице «ПРЕССА»